Новый самолет ил 114. Региональный пассажирский самолет

Закупки турбовинтового самолета Ил-114 силовыми ведомствами превысят продажи авиакомпаниям. Такой вывод можно сделать, проанализировав заявления руководства авиастроительной отрасли и представителей Министерства обороны РФ, сделанные в конце января – начале февраля 2017 года. Предположительно, доля государственных заказчиков достигнет 60– 70%. О том, почему новый региональный турбовинтовой самолет нужен российской армии, ТРК «Звезда» рассказал авиаэксперт Владимир Карнозов.Региональный 60-местный самолет Ил-114 был создан в конце 1980-х годов и совершил первый полет в 1991 году. Его производство было налажено на заводе ТАПОиЧ в Ташкенте, однако после распада Советского Союза оно оказалось в другом государстве и было фактически остановлено: за все это время собрали около 20 самолетов. О том, что этот проект необходимо реализовывать, в нашей стране говорилось довольно давно, однако лишь в январе 2017-го дело сдвинулось с мертвой точки.Самолет для нового времени Ситуация изменилась после политического кризиса на Украине, когда было прекращено сотрудничество с ГП «Антонов» по производству в нашей стране самолетов Ан-140 и Ан-148. Именно тогда стало понятно, что Ил-114 стал фактически единственным отечественным региональным самолетом, производство которого можно наладить в условиях западных санкций (разработчик машины, АК «Ильюшин», расположен в Москве). И если авиакомпании могут закупать самолеты этого класса за рубежом, то для российской армии это исключено.При этом надо понимать, что парк региональных самолетов Ан-24 и Ан-26 сильно изношен, и в скором времени эти машины будут списываться. Новая базовая платформа необходима и вооруженным силам. Во многом именно это подтолкнуло правительство к выделению средств на возобновление производства. В ходе телемоста между Кремлем и авиазаводом в Луховицах 26 января президент России Владимир Путин сказал, что деньги на реализацию проекта выделены.«Да, они действительно перечислены на счета корпорации и доведены сюда, до производственного комплекса № 1 Российской самолетостроительной корпорации "МиГ", – рассказал ТРК «Звезда» президент ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь. – Здесь, в Луховицах, уже начинаются работы, связанные с подготовкой производства, передачей документации и изготовлением оснастки. Объем производства: мы рассматриваем минимум 100 машин в перспективе на десять лет».Летающая маршрутка Сегодня точных данных по тому, как будут распределяться самолеты новой сборки, нет. По расчетам маркетологов ОАК, российским авиакомпаниям потребуется порядка 90 турбовинтовых пассажирских самолетов всех марок вместимостью от 30 до 80 мест в перспективе до 2035 года. К окончанию этого срока производство Ил в Луховицах прекратится. А самое главное, коммерческие авиакомпании имеют на выбор несколько моделей турбовинтовых самолетов в размерности Ил-114, включая китайские МА-60/600/700, европейские ATR и канадские Q400.Федеральное агентство воздушного транспорта пока что собрало всего 19 заявок авиакомпаний на новенькие Ил-114. И это несмотря на довольно умеренную цену – 960 миллионов рублей за единицу продукции. Такого количества явно недостаточно, чтобы вернуть инвестиции порядка 50 миллиардов рублей, которые Кремль обещал выделить на реализацию программы (пока что ОАК выделено порядка полутора миллиардов, ОДК – около 800 миллионов).
Увеличение продаж на гражданском рынке можно получить, реализовав часть выпуска иностранным авиаперевозчикам. Но вот беда: авиационные власти США и Западной Европы, а вместе с ними и ряда государств развивающего мира при сертификации пассажирских самолетов выставляют требование о разделении военного производства и гражданского.Юрий Слюсарь признал существование данной проблемы и высказал желание ОАК заняться поиском решения. «В первую очередь, конечно, самолет Ил-114 делался в интересах решения задач транспортной мобильности внутри страны. Он призван прийти на замену стареющему парку Ан-24, которые, несмотря на приличный возраст, еще эксплуатируются. Ил-114 – как раз та машина, которая может заменить устаревшую технику в парке региональных авиакомпаний».«Вместе с тем мы рассчитываем, что Ил-114 будет использоваться как платформа для всевозможных специальных комплексов – разведки, патрулирования, мониторинга. Рассматриваем вариант постановки на лыжи для использования в арктических зонах и в качестве патрульно-спасательной машины. Словом, самолет найдет достаточно широкое применение в различных государственных структурах. При этом у него, бесспорно, есть и некоторый экспортный потенциал применительно к ряду стран, но для его реализации нужны все необходимые сертификаты», – сказал Слюсарь.
Новый охотник за подлодками Ил-114 станет хорошей заменой самолетов семейства Ил-18, которые продолжают эксплуатироваться ВС России. Директор дирекции специальных программ авиации ПАО «ОАК» Николай Столяров характеризует их как «прекрасные машины, которыми гордятся все те авиаторы, которые на них летают». «Машины семейства Ил-18 очень нравятся авиации Военно-морского флота и Воздушно-космическим силам, поскольку это очень надежный самолет», – сказал он 31 января на передаче восьмого Ил-38, прошедшего модернизацию в вариант с «Новелла-П-38».Начальник морской авиации ВМФ России заслуженный военный летчик Российской Федерации, Герой России генерал-майор Игорь Сергеевич Кожин рассказал журналистам, что ВМФ России планирует в перспективе до 2025 года модернизировать порядка 30 самолетов строя в вариант Ил-38Н. То есть доработать менее половины парка машин данного типа (в период с 1967 по 1972 год было построено 65 серийных машин). По его словам, модернизированные самолеты «позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70%-ный рубеж новых самолетов морской авиации».Однако лучшим решением, конечно, станет замена стареющей авиатехники на новую. При этом морской патрульный вариант Ил-114 может оснащаться тем же комплексом «Новелла», что не потребует больших усилий при переучивании летного и технического состава. А его летно-техническое характеристики (близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам ЛТХ Ил-38) позволят использовать наработанные экипажами Ил-38Н новые тактические приемы поиска и уничтожения подводных лодок противника.
Таким образом, Ил-114 в варианте морского патрульного самолета сможет (как и его предшественник) успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок, радиоэлектронного наблюдения за подводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.Кроме того, специальные варианты Ил-114 могут быть созданы на замену парку самолетов Ил-20 и Ил-22, которые используются ВКС России в качестве разведывательных, в частности, при выполнении боевых операций в Сирийской Арабской Республике.«МиГ» для «Ильюшина» Старт проекта намечен на 2017 год, выпуск готовой продукции запланирован на протяжении восьми лет. Поставка первого товарного Ил-114 пройдет в 2021 году, затем темп выпуска достигнет 12 машин ежегодно. «Если платежеспособный спрос окажется больше, мы будем только рады. В таком случае будет обеспечена сбалансированная загрузка ПК-1», – продолжает Юрий Слюсарь. А она очень необходима ввиду прекращения производства здесь палубных истребителей МиГ-29К/КУБ (всего с 2009 по 2016 год ВМС Индии поставлено 45 машин, ВМФ России – 28).Численность трудового коллектива ПК-1 (первый производственный комплекс) составляет 4500 работников и увеличивается за счет перевода сюда желающих из числа работников ПК-2 – бывшего московского завода «Знамя Труда». У последнего нет работы с завершением выполнения последних заказов на многоцелевые истребители аэродромного базирования МиГ-29СМТ (заключительные поставки ВКС России прошли в 2016 году по контракту на 14 таких машин).
Президент ОАК комментирует: «Раньше московская площадка была активно задействована по программам самолетостроения. Сегодня мы кооперацию на ее основе не расширяем и новые заказы туда не передаем. Держать в центре Москвы производственную площадку очень затратно. По планам индустриальной модели ОАК эта площадка стоит "на вынос". Сейчас новые МиГ там больше не собираются – они продолжают строиться в Луховицах и Нижнем Новгороде».Свободные мощности корпорация «МиГ» активно разворачивает в интересах «ильюшинского» изделия. «Этот самолет будут делать сразу два завода, в Луховицах и Нижнем Новгороде. Агрегаты – значительное количество – будут изготавливаться НАЗ "Сокол". Непосредственно финальная сборка и сдача серийных машин заказчикам будет проходить в Луховицах. Собственно, под это дело будет задействован огромный сборочный цех (который раньше использовался на сборке МиГ-29К/КУБ – прим. ред. ). В свое время он был спроектирован так, чтобы здесь можно было выполнять работы в интересах и военных, и гражданских программ», – рассказал Слюсарь.Школа для конструкторов Стоит отметить, что Ил-114 проектировался не только для перевозки пассажиров, существуют также и его модификации для переброски грузов (Ил-114Т), и, учитывая, что Минобороны РФ активно развивает инфраструктуру в труднодоступных регионах страны, в том числе в Арктике, такой самолет мог бы очень пригодиться военному ведомству.Кроме того, нужно помнить, что Ил-114, в сущности, является продолжением линейки таких самолетов, как Ил-14 и Ил-18 одного из старейших российских конструкторских бюро и многие его создатели до сих пор в нем работают. Возобновление производства этой машины позволит старшему поколению передать свой опыт молодым конструкторам, которые в будущем будут создавать новые самолеты как для гражданских авиалиний, так и для Министерства обороны РФ.Текст: Владимир Карнозов

Ил-114 является турбовинтовым узкофюзеляжным ближнемагистральным пассажирским самолётом. Разработан опытно-конструкторским бюро Ильюшина в 1990 году.

Обзор самолёта и летных характеристик

Максимальная пассажировместимость самолёта Ил-114 составляет 64 человека (всё зависит от варианта компоновки салона и модели). Обычно самолёт имеет лишь эконом-класс с местами, расположенными по схеме «2-2» (как и указано на схеме пассажирского салона). При этом лучшими местами для бронирования билетов являются места первого, второго и девятого рядов (согласно схеме), а наихудшими — места рядов с номерами 16 и 17.

Аэродинамически самолёт Ил-114 представляет собой двухмоторный турбовинтовой низкоплан нормальной схемы. Оперение – однокилевое. Также интересной особенностью является и то, что корпус самолёта на 10 процентов состоит из композитных материалов, что положительно влияет на его прочность, надёжность и устойчивость, а также снижает массу самолёта.

Конструкция крыла позволяет Ил-114 использовать взлётно-посадочные полосы длиной до 1600 метров, а встроенные трапы дают возможность его использования и на необустроенных аэродромах.

Лётно-технические характеристики Ил-114:

  • Длина: 26,9 м.
  • Высота: 9,2 м.
  • Вес пустого: 15900 кг.
  • Размах крыла: 30 м.
  • Площадь крыла: 81,9 кв.м.
  • Потолок: 8000 м.
  • Дальность полета с максимальной загрузкой: 1500 км.
  • Двигатели: 2хP&WCPW127H.
  • Тяга: 2×2750л. с.
  • Количество пассажирских мест: 64 места.
  • Максимальный взлетный вес: 23500 кг.
  • Максимальный посадочный вес: 23500 кг.
  • Емкость баков с топливом: 8360 кг.
  • Длина разбега: 1400 м.
  • Длина пробега: 900 м.
  • Удельный расход топлива: 20.8 г/пас/км.
  • Часовой расход топлива: 590 кг.
  • Ширина салона: 2,3 м.

История создания самолёта и эксплуатация

Начало 80-х годов XX века для гражданской авиации СССР характеризуется прочным положением Ан-24 на внутренних ближних пассажирских рейсах. Однако ввиду того, что данный самолёт уже практически морально устарел и не соответствовал всё возрастающим требованиям и объёмам пассажирских авиаперевозок, в ОКБ Ильюшина было принято решение о начале разработки нового турбовинтового самолёта, который смог бы заменить Ан-24. Также, в случае успеха проекта, планировалось заменить новым самолётом и устаревшие Ту-134 и Як-40, также использовавшиеся в гражданском воздушном флоте СССР. В 1986 году Совет Министров СССР выпустил постановление о начале разработки такого самолёта.

Создание нового пассажирского самолёта, вскоре после начала разработок получившего название Ил-118, стимулировалась ещё и тем, что за рубежом также в это же время проектировались лайнеры подобного типа. Планировалось, что Ил-114 будет по возможности поставляться и странам социалистического лагеря.

К началу 1990 года первый образец Ил-114 был выпущен, и уже весной прошёл его первый полёт. В этом полёте машина зарекомендовала себя хорошо, и вскоре начались её испытания. При этом стоит отметить, что испытывался самолёт в различных климатических условиях, которые только могла предоставить Россия. Также Ил-114 демонстрировался на авиационных выставках, где был встречен положительно.

Однако ввиду недостатка финансирования, а также тяжёлой ситуации в стране, сертифицирован новый самолёт был лишь весной 1997 года. Первоначально планировалось запустить первую партию серийного производства Ил-114 в размере 100 машин. Однако в действительности по состоянию на 2012 год было произведено всего 20 Ил-114, из которых два вообще никогда не летали. Всё это произошло по причине того, что главный заказчик – авиакомпания «СЗАТК Выборг» — прекратила свою деятельность. После этого основным эксплуататором Ил-114 стала узбекская авиакомпания «Узбекские авиалинии», которая, по состоянию на 2014, имела в своём парке 7 самолётов.

В течение 2014-2015 годов осуществлялись попытки возобновления серийного производства Ил-114. Также летом 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин внёс предложение начать разработку нового турбовинтового самолёта, который должен был стать усовершенствованной модификацией Ил-114. Однако все попытки «реанимировать» самолёт потерпели фиаско (в основном – по причине больших затрат на возобновление производства и разработок) и были отклонены.

В конце 2019 – начале 2019 года появилась информация о возобновлении производства Ил-114 на заводе в Нижнем Новгороде в сотрудничестве с Ташкентским авиастроительным заводом. В течение всего 2019 года шли работы по проектированию и подготовке к серийному производству, которые закончились лишь осенью.

В качестве вывода можно отметить, что если финансирование программы по производству Ил-114, а также по созданию его новых модификаций не будет прекращено или урезано, то самолёт ожидают большие перспективы, причём как на отечественном рынке, так и за границей. Прежде всего это касается стран юго-восточной Азии и Латинской Америки. Последние новости лишь подтверждают то, что разработки новых модификаций Ту-114 будут возобновлены.

Модификации Ил-114

В настоящее время производилось или разрабатывалось (разрабатывается) 13 модификаций Ил-114.

  • Ил-114 – базовая модификация самолёта, оснащённая двигателями PW127H фирмы Pratt&Whitney.
  • Ил-114-100 – модификация самолёта с улучшенными характеристиками (повышенной эксплуатационной экономичностью и увеличенной дальностью полёта). Другое обозначение модели – Ил-114РС.
  • Ил-114-300 – модификация Ил-114, оснащённая более мощными двигателями (ТВ7-117СМ), а также усовершенствованной системой бортовой электроники.
  • Ил-114ЛЛ – модификация, оборудованная в качестве летающей лаборатории для испытаний радарных систем.
  • Ил-114М – модификация с более мощными двигателями ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой. В настоящее время проектируется.
  • Ил-114МА – модификация, оборудованная двигателями фирмы Pratt&Whitney и обладающая увеличенной пассажировместимостью (более 70 человек). В проекте.
  • Ил-114МП – модификация Ил-114, переоборудованная в морской патрульный самолёт. Также может вести борьбу против торпедных катеров и подводных лодок противника. В настоящее время проектируется.
  • Ил-114П – патрульная модификация Ил-114, предназначенная для охраны водных рубежей. Оснащён комплексом «Стриж». Проектируется.
  • Ил-114ПР – модификация самолёта, оборудованная и предназначенная для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. В проекте.
  • Ил-114Т – грузовая модификация самолёта, оборудованная грузовой кабиной, а также имеющая увеличенную полезную нагрузку.
  • Ил-114ФК – модификация Ил-114, предназначенная для ведения разведки и работ по картографированию. В настоящее время разрабатывается.
  • Ил-140 – модификация, предназначенная для работ по обеспечению контроля над воздушной обстановкой. В проекте.
  • Ил-140М – вариант Ил-140 для нужд МЧС. В настоящее время находится в проекте.

Достоинства и недостатки Ил-114

Основным достоинством данного самолёта является его экономичность в обслуживании и эксплуатации, а также неприхотливость к качеству взлётно-посадочной полосы. Так, обладая устойчивым шасси и встроенным трапом, Ил-114 способен совершать рейсы даже в отдалённые уголки страны, благодаря чему очень быстро приобрёл уважительной прозвище «деревенского» самолёта.

Новейшая отечественная система бортовой электроники способна существенно облегчить работу экипажа, а также серьёзно увеличивает надёжность самолёта.

Главным недостатком пассажирского самолёта Ил-114 является именно экономический фактор. Будучи разработанным в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, самолёт сегодня требует уже больших сумм на восстановление серийного производства, а также на разработку новых модификации, без которых он обречён на быстрое моральное устаревание.

Тем не менее, данная модель весьма удачна как для своего времени, так и для сегодняшнего дня.

Заключение

Ил-114 весьма удобный и неприхотливый скромный труженик пассажирских авиаперевозок. Его надёжность, удобство в эксплуатации и экономичность были по праву оценены авиакомпанией «Узбекские авиалинии», благодаря чему эти самолёты используются там до сих пор, в условиях засушливого климата Узбекистана. Если говорить откровенно, то этому самолёту просто «не повезло» — он появился в трудное для государства время, когда разваливались целые отрасли экономики, а уж до Ил-114 и подавно дела никому не было. Именно это и сыграло с самолётом злую шутку. Тем не менее, время покажет и прояснит дальнейшие перспективы Ил-114. И лишь в последнее время (осень 2019 года) новости о возможном перерождении этого самолёта радуют.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В конце 1980 годов ОКБ имени С.В. Ильюшина победило в конкурсе проектов региональных турбовинтовых самолётов и приступило к разработке самолёта для внутренних воздушных линий.

Первые предсерийные самолёты оснастили силовыми установками и авионикой зарубежных производителей. Самолёт изготовили малой серией из-за проблем с финансированием. Лишь вмешательство президента РФ В. Путина в 2014 году помогло возобновить проект с нашими отечественными двигателями и авионикой, что значительно удешевило строительство самолёта и он стал доступен для региональных авиакомпаний.

История Ил 114

Основным самолётом на внутренних линиях до конца 90-х годов был Ан 24 , но по комфортабельности и экономичности он значительно отставал от возросших требований к этому классу машин. Новый опытный образец в ОКБ Ильюшина построили в 1990 и в марте этого же года он совершил свой первый полёт. Экипаж самолёта с командиром В.С. Белоусовым выполнил два прохода над аэродромом и благополучно посадил машину.

Предсерийный поднялся в воздух 7 августа 1992 года. Испытания проходили успешно и был заказ на постройку первых пяти машин. Но катастрофа второго опытного образца в августе 1992 года послужила поводом для правительства, чтобы закрыть финансирование проекта. Сертификацию провели только в конце апреля 1997 года.

Одновременно с вариантом пассажирской машины велась разработка других модификаций. Но всего лишь две получили путёвку в небо. Это была версия грузового с люком в хвосте фюзеляжа и пассажирский . Грузовой вариант поднялся в воздух в 1996 году 14 сентября.

Новый пассажирский изготавливался как экспортная версия и оснащён был соответственно – силовые установки Prat & Whiney Canada PW127H с винтами Hamilton Standard, авионика выполнена фирмой Sextant. Этот вариант вкупе с хорошими показателями по дальности обладал лучшими техническими и лётными данными, но стоимость была такова, что отечественным перевозчикам на внутренних линиях он был не по карману. Всего построили десять и семь из них эксплуатируются авиакомпанией из Узбекистана Uzbekistan Airways до сих пор.

После поддержки президентом РФ В. Путиным версии отечественного Ил-114 , решили возобновить выпуск авиалайнеров в Нижнем Новгороде на заводе «Сокол», взяв за основу наработки по планеру авиапредприятия в Ташкенте.

Немного о конструкции Ил 114

Новый вариант , предлагаемый компанией «Ильюшин» изготовлен полностью из отечественных материалов и оснащён российскими агрегатами. По своей аэродинамической схеме – это моноплан с низкорасположенным крылом и хвостовым оперением стреловидной формы, оснащённый двигателями большой экономичности ТВ7-117СМ с винтом, обладающим низким уровнем шума.

Механизация крыла разрешает выполнять взлёт и посадку на короткие ВПП, с длинной не более 1600 метров, с бетонным или грунтовым покрытием.

Машина оборудована встроенными трапами, ВСУ и предполагается её эксплуатация с неустроенных аэродромов. В пассажирском салоне свободно размещаются 64 человека на двойных креслах, расположенных в два ряда. Самолёт располагает двумя багажными отделениями и оборудован кухней и туалетом.

Десять процентов планера изготовлены из композитов, кабина пилотов оснащена новейшей авионикой и включает пять многофункциональных дисплеев. Навигационный комплекс предназначен для полётов в сложных метеоусловиях по категории II ИКАО.

Лётно-технические характеристики Ил 114

  • Площадь крыла – 81,9 м 2
  • Размах крыла – 30 м
  • Длина самолёта – 26,88 м
  • Высота – 9,32 м
  • Двигатели – 2 х ТВ7-117СМ
  • Вес пустого самолета – 15 т
  • Вес взлётный максимальный – 23,5 т
  • Вес максимальный посадочный – 23,5 т
  • Крейсерская скорость – 500 км/ч
  • Практическая дальность – 4700 км
  • Потолок – 7500 м
  • Длина разбега – 1100 м
  • Пробег – 900 м
  • Вместимость пассажиров – 64 чел
  • Количество груза – 7 т
  • Членов экипажа – 2 чел

Испытательные полёты, аэродром Раменское 5 июля 1993 года. Уже при разбеге стало понятно, что с самолётом творится неладное. Пробежав больше положенного, машина с трудом оторвалась в конце ВПП и с увеличивающимся креном и большим углом атаки наскребла 45 метров высоты, рухнула в торце полосы и загорелась. Причина – отказ электронного блока в системе флюгирования правого двигателя. Винт зафлюгировался и машина вышла на режим срыва, экипажу не хватило времени и высоты. Пять человек из девяти погибли.

На рулении в Домодедово 5 декабря 1999 года у грузового из-за сильного порыва ветра заклинило руль высоты. Несмотря на возражение членов экипажа, командир В. Свиридов принял решение продолжать взлёт. Машина не выдержала направление на взлёте, сошла с полосы и врезалась в ограждение. Самолёт взорвался, погибли пять человек.

Интересны несколько версий военных , разработанных в ОКБ им. С.В. Ильюшина, но к сожалению, так и не построенных.

Один из вариантов патрульный морской самолёт, на котором должен быть установлен поисково-прицельный комплекс и РЛС поиска, всё оборудование поместили в кабину сзади с большим блистером. На точках подвески под крылом и фюзеляжем разместили торпеды, контейнеры стрелкового вооружения, мины, РГБ, прожекторы и др.

Для выполнения патрульных полётов в прибрежных экономических зонах и работ по поиску и спасению предлагался упрощённый вариант .

Самолёт военной фоторазведки должен был сменить Ан 30 и так же как на «Антонове» носовая часть корпуса имела остеклённую кабину. Несмотря на сопротивление чиновников ОАК, с завидным упорством протаскивающих на наш рынок зарубежные самолёты, думается, что наши отечественные машины, которые гораздо дешевле и надёжнее западных аналогов, займут достойное место в нише перевозчиков региональных воздушных линий.

Видео: Ил 114

Самолет Ил-114 - это созданное в 1990 году региональное турбовинтовое судно. Идея создания новой модели на смену устаревшему Ан-24 пришла конструкторам ОКБ имени Ильюшина в 1980 году. На тот период активно разрабатывались и производились зарубежные аналоги подобной машины, поэтому правительство СССР одобрило проект Ил-114.

В 1990 году судно совершило свой первый вылет. С этого периода самолет эксплуатируется в России и демонстрируется на престижных международных выставках авиации. Всего построено 17 единиц техники, две из которых были утрачены в связи с крушениями.

Ил-114 не очень широко используется в отечественной авиации, а его серийное производство приостановлено. Часть машин Ил 114-100 совершают рейсы в Казахстанской авиакомпании. С 2011 года началась кампания по восстановлению и массовому выпуску самолетов Ил-114, на покупку которых уже составлено 48 заявок. Правительство РФ одобрило идею возрождения модельного ряда этой машины, поручив производство самарскому заводу «Авиакор».

Необходимость создания модификации Ил-114-300 была продиктована отсутствием в стране достаточного числа региональных пассажирских самолетов собственного производства. Имеющиеся судна устарели и в скором времени будут выведены из эксплуатации. Кроме того, в 2000-х годах число авиарейсов в регионы значительно увеличилось. Имеющиеся модели Як-40, Ту-134, Ан-24 и Ан-26, находящиеся в обращении, постепенно вырабатывают свои ресурсы, требуя замены.

Вопрос об укреплении позиции отечественных самолетов был поднят в связи с частыми закупками авиакомпаниями зарубежной техники, которая зачастую продается после нескольких лет эксплуатации. Это снижает конкурентоспособность техники, произведенной в России. В 2014 году назрел вопрос о возвращении в оборот самолетов Ил-114 и их новых моделях. Частично на данную инициативу повлияли политические события в Украине, совместно с которой ранее выпускался Ан-148.

Ил-114-300 планируется выпустить уже в 2020 году, наладив массовое производство моделей гражданской авиации, а также модификации для медицинских и разведывательных целей.

В 2014 году было принято окончательное решение о выпуске новой модели. В 2015 году был разработан детальный бизнес-план по производству и эксплуатации машин.

Летающая лаборатория на авиашоу МАКС 2017

Сфера эксплуатации Ил-114

Два самолета Ил-114 осуществляли деятельность под управлением авиакомпании «Выборг». В основном, судна использовались для чартерных перелетов и рейса «Санкт-Петербург - Волгоград». На сегодняшний день компания прекратила свое существование, и машины не эксплуатируются. Самолеты хранятся в Пскове.

Один самолет Ил-114ЛЛ, являющийся воздушной передвижной лабораторией, используется на оборонном предприятии «Радар мс». Шесть единиц машин Ил-114-100 функционируют в Узбекистане, осуществляя вылеты для компании Uzbekistan Airways. Из 17 произведенных судов два было потеряно в результате крушений. Первое произошло во время полетных испытаний, а второе случилось в рамках грузового рейса из-за проблем с двигателем.

В странах СНГ самолеты Ил-114 не пользовались большим спросом, несмотря на их большой потенциал, экономичность и неприхотливость. Нынешние реалии вкупе с финансированием и господдержкой помогут суднам завоевать местные и международные рынки и усовершенствовать региональные и местные вылеты.

Характеристики Ил-114 и Ил-114-300

Технические характеристики самолета Ил-114 включают следующие параметры:

Самолет рассчитан на бетонное или грунтовое покрытие плотной структуры, а также короткую взлетно-посадочную полосу. Машина не зависит от земных источников питания. Кабина и салон Ил-114 защищены от шума, а сама конструкция судна предполагает использование более тихих винтов и качественно новых крыльев для снижения длины посадочной полосы.

На сегодняшний день существует ряд модификаций Ил-114. Рассмотрим их отличия:

  1. Ил-114-100. Повышенная экономичность и увеличенная дальность полета Ил-114. Машины этой модели экспортировались в Казахстан.
  2. Ил-114-300. Разрабатываемая для будущего внедрения модель.
  3. Ил-114ЛЛ. Воздушная лаборатория, созданная для испытаний техники.
  4. Ил-114М. Проект машины, где увеличена взлетная масса судна.
  5. Ил-114МА. Разрабатываемый проект на базе двигателей “Pratt and Whitney”.
  6. Ил-114МП и Ил-114П. Модели патрульных самолетов, планируемые для будущего производства.
  7. Ил-114ПР. Концепт разведывательной машины.
  8. Ил-114Т. Грузовое судно для перевозки контейнеров и грузов навалочного типа.
  9. Ил-114ФК. Военная машина для разведки.
  10. Ил-140. Один из проектов по разведке и надзору за обстановкой в воздушном пространстве.
  11. Ил-140М. Проектируемое судно для поисково-спасательных операций и контролю над состоянием экологической обстановки.

Фото Ил-114 часто украшают отчеты с российских и международных выставок и авиашоу. У машин этого модельного ряда есть перспективы дальнейшего использования в гражданской и военной авиации.

Особенности Ил-114-300

Характеристики Ил-114-300, выпуск которого состоится в ближайшие годы и будет составлять до 24 единиц техники в год, позволит широко применять судно для региональных авиаперевозок. На освоение рынка и развитие модели уйдет более 10 миллиардов рублей и порядка пяти лет. На ныне закрытом авиазаводе Ташкента имеются заготовки фюзеляжа самолета, которые будут использованы в производстве новой машины.

Самолет планируется использовать и на российских исследовательских базах в Антарктиде, для чего судно снабдят лыжным вариантом шасси. Городом-изготовителем Ил-114-300 станет Нижний Новгород. Суммарные затраты и инвестиции, которые будут потрачены на выпуск самолетов, насчитывают более 55 миллиарда рублей.

Судно будет функционировать на основе двигателя ТВ7-117СМ. Изделие характеризуется мощностью и конструкцией, состоящей из модулей, которые снимаются по отдельности. Двигатель будет снабжен дополнительными опорами для турбины для исключения повтора аварийных ситуаций. Одна из них произошла во время испытаний самолета.

Машина будет обладать рядом преимуществ: сниженным весом самолета, уменьшенной стоимостью оборудования и усовершенствованной технологичностью. Двигатель обладает системой электронного контроля и отличается надежной и безотказной работой при довольно простом ремонте. Самолеты, предназначенные для экспорта, при необходимости снабдят двигателями марки “Pratt & Whitney”.

Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-114

Отличия Ил-114-300 от предыдущих аналогов

В новой модели будет изменен угол крыла, что облегчит взлет и посадку судна и обеспечит большую устойчивость самолета. Будет тщательно пересмотрена и обновлена вся система электроники и навигационное оборудование. Кабина пилотов будет оборудована цветными жидкокристаллическими мониторами, а контроль полета будет осуществляться с помощью современной техники, что позволит управлять машиной в условиях низкой видимости и неблагоприятной погоды.

Салон судна подвергнется усовершенствованию для увеличения комфорта перелета. Рулевое управление будет осуществляться с помощью совершенно нового двухканального гидравлического привода. Дверь салона, ведущая к крылу, будет демонтирована. По результатам исследований, эвакуация пассажиров в случае экстренной ситуации успешно производится через переднюю и заднюю двери.

Самолеты будут сертифицированы в рамках стандартов, разрешающего их выход на внешние рынки авиамоделей. Стоимость Ил-114-300 для внутреннего рынка составит 960 миллионов рублей. Это максимально разрешенная цена продажи данного самолета внутри страны.

Ил-114-300 будет современным комфортабельным и надёжным самолётом

Преимущества будущей модели

Одним из плюсов Ил-114-300 станет его экономичность. Дальность полета составит 1900 км при полной загрузке пассажиров. Судно будет обладать свойством экономного расхода топлива. Внедрение самолетов станет выгодной альтернативой стыковочным перелетам, так как судно сможет осуществлять длительные прямые рейсы.

Дизайн судна снаружи и внутри будет соответствовать требованиям времени. Внутри салона можно будет наблюдать низкий уровень шума, что повысит комфорт при полете. Пространство салона будет организовано с максимальной пользой и удобством.

Система безопасности предотвратит выход со строя оборудования самолета, обеспечит надежность взлета и посадки. Материалы конструкции отличаются легкостью и прочностью. Самолет Ил-114-300 рассчитан на использование в аэропортах, не оборудованных бетонным и плотным грунтовым покрытием полосы. Это расширит спектр применения судна. В машину встроен трап для посадки и высадки пассажиров, что позволяет эксплуатировать ее в слабооборудованных авиаузлах.

Судно рассчитано на 30 лет эксплуатации без капитального ремонта. Расходы на работу судна будут сведены к необходимому минимуму без ущерба технологическому состоянию самолета. Для обслуживания Ил-114-300 будет осуществляться обучение летных и ремонтных кадров, которое уже запущено в рамках подготовки к выпуску машин. Обучение пилотов будет производиться с применением современных тренажеров, компьютерной техники в рамках индивидуальных и групповых занятий.

Все составляющие части нового судна будут произведены в России, что делает Ил-114-300 полностью отечественной машиной.

Универсальность конструкции позволит применять самолет в гражданских перевозках, медицинских, патрульных и военных целях, а также осуществлять вылеты в холодном климате за счет неприхотливости судна и его лыжного шасси.

Вконтакте

Главный конструктор ПАО "Ил" Николай Таликов в интервью телеканалу Russia Today 28 декабря 2018 года рассказал о ходе работ по первому опытному самолёту Ил-114-300 и назвал эту машину "Ил-114В". Ранее такое обозначение для этого самолёта не использовалось. "В начале 2018 года мы приступили к обновлению конструкторской документации на этот самолёт. […]

1 мая авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» вывела из состава своего флота все шесть региональных турбовинтовых самолётов Ил-114-100, которые находились у неё в эксплуатации. Об этом сообщается на сайте авиакомпании. Это был единственный крупномасштабный оператор самолётов этого типа. Все лётные экипажи Ил-114 пройдут переподготовку для работы на других самолётах авиакомпании. Узбекский […]

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) увеличила в 2016 году объём лизингового портфеля на 71 млрд рублей. Одним из основных драйверов рекордного для компании роста стал авиационный сегмент. Генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин рассказал «Известиям» о спросе на аренду самолётов «Сухой Суперджет 100» (SSJ-100), перспективах проекта Ил-114, назвал первых получателей вертолётов […]

Генеральный директор АО «Авиакор-авиационный завод» Алексей Гусев рассчитывает получить заказы на производство на самарском авиапредприятии отдельных деталей и комплектующих для турбовинтового самолёта местных авиалиний Ил-114-300. Впервые тема возобновления серийного производства этого самолёта была озвучена во время визита президента Владимира Путина в Самару летом 2014 года. Тогда руководство завода «Авиакор» […]

На развитие авиационной промышленности в 2016 году было выделено 52 млрд рублей, однако этих средств недостаточно для решения поставленных задач, сообщает ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. "В целом на финансирование мероприятий госпрограммы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" в прошлом году было направлено 52 млрд рублей, в том […]

Интервью генерального директора ПАО "Аэрофлот" Виталия Савельева спецпроекту ТАСС "Первые лица" ─ Не сомневался, Виталий Геннадьевич, что увижу в вашем кабинете модели самолётов. Наследство от предшественника? ─ Согласитесь, выглядело бы странно, если бы тут стояли копии паровозов или ракет. Здание на Арбате мы арендовали уже после моего прихода в компанию […]

Похожие статьи